
Когда говорят про заводы по производству шин для автогрейдеров, многие представляют просто увеличенные версии грузовых покрышек. На деле тут другой тип деформации каркаса, особенно при работе на рыхлых грунтах. Мы в ООО Дунъин Цзиньвангда Резиновая Технология через trial and error выяснили: если для КамАЗа критичен пробег, то здесь — устойчивость к точечным нагрузкам при повороте ковша.
В 2019 пробовали адаптировать корд от карьерных шин для модели LG306. Результат: после 200 моточасов появлялись расслоения в зоне плеча. Инженеры с завода в Шаньдуне тогда разобрали брак — оказалось, вибрация от виброуплотнителя создает переменные нагрузки, которые не закладывались в расчеты.
Заметил интересное: даже в пределах одного класса техники (скажем, Caterpillar 140 и Komatsu GD510) разница в развесовке требует разного рисунка протектора. Для первых делаем более частые шашки — у них центр тяжести смещен к задней оси.
Кстати, о резиновых смесях. Летом 2021 тестировали состав с повышенным содержанием натурального каучука для рынка СНГ. В теории — лучше цепляемость на мокрой глине. На практике: при -15°C такие шины дубели как пластик. Пришлось возвращаться к синтетике с морозостойкими пластификаторами.
На нашем производстве в Даванге перешли на каландры с подогревом валков до 85°C — так снизили риск образования воздушных карманов в корде. Для шин для автогрейдеров это критично: при движении под уклон с груженым отвалом давление в боковине неравномерное.
Контрольный цех сейчас внедряет ультразвуковой дефектоскоп вместо рентгена. Не потому что точнее, а из-за особенностей металлокорда — у нас в составе есть латунированная проволока, которая дает артефакты на рентгеновских снимках.
Коллеги с Уралмаша как-то жаловались на преждевременный износ зацепов на грейдерах УГМ. Разбирались полгода — оказалось, проблема в дисбалансе 3-5 грамм, который для легковухи незаметен, а здесь вызывал вибрацию при опускании отвала.
В прошлом сезоне поставили партию шин 23.5-25 для ДЗ-98 на строительстве трассы М-12. Через три месяца звонок: 'боковины в трещинах'. Приехали — выяснилось, машины стояли на щебне с острыми гранями, плюс перепад температур. Пришлось экстренно дорабатывать состав боковины, добавлять противоусталостные присадки.
А вот удачный пример: для автогрейдеров CAT 120 в Якутии сделали вариант с двойным слоем нейлона в брекере. Машинисты сначала ворчали про жесткость, но когда начали работать на скальных выходах — оценили устойчивость к порезам.
Кстати, про давление. В техпаспортах пишут 3,5-4,2 атм, но для работы на влажном песке мы советуем снижать до 2,8. Да, расход топлива растет на 7-8%, зато пятно контакта увеличивается на 15% и нет проскальзывания при планировке.
В 2020 отгрузили партию в Казахстан без учета транспортировки в морских контейнерах. Резина 'потная' — при длительной влажности появился поверхностный гидролиз. Теперь все шины для СНГ пакуем в вакуумную пленку с силикагелем.
Хранение на открытых площадках — отдельная головная боль. Даже под брезентом ультрафилет разрушает антиозонанты. Построили крытый склад в Гуанжао, но это добавило 12% к себестоимости. Хотя для заводов по производству шин такой склад — необходимость, а не роскошь.
Заметил по графикам отказов: пик брака приходится на шины, произведенные в сезон дождей. Видимо, влажность воздуха влияет на вулканизацию. Сейчас устанавливаем дополнительные осушители в цехе.
Через сайт jwdtire.ru стали приходить заказы с Урала и Сибири. Первое время не учитывали, что там используют цепи противоскольжения — пришлось усиливать бортовую зону. Сейчас для таких регионов делаем маркировку 'У' с усиленным кордом.
Российские механики часто спрашивают про ремонтопригодность. Пришлось разработать инструкцию по холодной вулканизации для наших шин — оказывается, у них до сих пор распространен такой метод в полевых условиях.
Интересный момент: в РФ предпочитают шины с более глубоким протектором, даже если это снижает скорость. Видимо, из-за работы на заболоченных территориях. Пришлось пересмотреть линейку размеров для этого рынка.
Сейчас экспериментируем с арамидным кордом — легче стального на 40%, но дороже в 3 раза. Для грейдеров пока невыгодно, разве что для спецзаказов горнодобывающих компаний.
Пробовали делать бескамерные варианты — отказались. При работе на стройплощадках слишком высок риск повреждения дисков. Хотя для автопоездов эта технология отлично работает.
Самое перспективное направление — 'умные' шины с датчиками температуры и давления. Но пока не решен вопрос энергоснабжения — солнечные батареи нестабильны, а аккумуляторы не выдерживают вибраций.
95% успеха — правильный подбор резиновой смеси под конкретный тип грунта. Остальное — вопросы конструкции и качества сборки. Мы в ООО Дунъин Цзиньвангда Резиновая Технология сейчас создаем базу данных по регионам с привязкой к типам почв.
Конкуренты часто копируют рисунок протектора, но не могут повторить усталостные характеристики. Секрет в последовательности наложения слоев корда — у нас на это есть ноу-хау с завода в Шаньдуне.
Главный урок за последние годы: не существует универсальных решений для заводов по производству шин для автогрейдеров. Каждый регион, каждый карьер и даже время года требуют адаптации. Техдокументация — лишь отправная точка для дальнейших доработок.